Конспект комплексной НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с миром природы и формированию элементарных экологических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod._obitateli_morey_i_okeanov._podgotovitelnaya_k_shkole_gruppa.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
Тема: «Обитатели морей и океанов»
Воспитатель: Юдина Е.А., МБДОУ № 30 «Белочка», г. Пятигорск
— расширять представления детей о морских обитателях, рыбах и других жителях подводного мира, об их внешнем виде, образе жизни, способах передвижения, питания, защиты.
— обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать внимание, мелкую моторику рук, творческие способности и воображение;
— воспитывать бережное отношение к водным ресурсам планеты и обитателям водоёмов, стремление изучать и охранять природу.
Материалы и оборудование: глобус, фланелеграф, картинки на липучках (кит, дельфин, рыбы, акула, медуза, краб, осьминог, морская звезда), телевизор, видеозапись «Океанариум», лист ватмана синего цвета оформленного в виде морского дна, тесто для лепки ярких цветов, стеки, салфетки; корзина, предметы для игры «Очистим водоём».
Воспитатель: — Ребята, вы любите путешествовать и узнавать новое? Чтобы выбрать, куда нам сегодня отправиться, посмотрите на глобус. Что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода).
— Какие водоёмы есть на Земле? (океаны, моря, реки, озёра).
— Какие водоёмы есть в нашем регионе? (ответы).
— О каком водоёме эта загадка:
Шириною широко, глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна, и горька, и солона…(море).
— Почему вы решили, что это море? (ответы).
— Сейчас зима и некоторые водоёмы скоро замёрзнут и покроются льдом. Я предлагаю отправиться в путешествие по морям и океанам, туда, где сейчас тепло. На чём можно отправиться в морское путешествие? (ответы детей). Занимайте места на корабле. (Дети садятся на стулья перед экраном). Нам предстоит увидеть море и узнать о жизни его обитателей. Раз, два, три, корабль к морю приплыви.
— Сейчас будем нырять. Но может ли человек долго находиться под водой? Почему? (Ответы детей). Конечно, всем нам необходим воздух для дыхания. А знаете ли вы, какое приспособление есть для того, чтобы человек мог долго находиться под водой? (Ответы детей).
— Это приспособление называется акваланг. Надевайте акваланги и начинаем погружение в наше море. (Имитация надевания акваланга и погружения).
— Море таит в себе много чудес, хотя снаружи нам кажется, что это просто вода. На самом деле, море – это дом для множества живых существ.
Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, вот плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит).
Синий кит — самое крупное животное на Земле. Киты похожи на огромных рыб, но это не рыбы, а млекопитающие. Своих детенышей киты кормят молоком. Кит дышит воздухом, как человек, у него есть ноздри, которые расположены на макушке. Кит может глубоко нырять и долго находиться под водой, не дыша. Тело имеет форму капли, чтобы легко скользить в толще воды, вместо ног – ласты. Кит медленно плывёт с открытой пастью, куда вместе с водой заливаются водросли и рыбы. Пищу кит процеживает через специальные пластины – китовый ус, а воду выбрасывает огромным фонтаном. Раньше на синих китов шла активная охота, поэтому их осталось очень мало и сейчас охота на китов запрещена.
— Ребята, смотрите, ещё одно морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин).
Дельфины – самые разумные морские обитатели, друзья человека, часто дельфины спасают тонущих людей. Дельфины – это зубатые киты, они тоже дышат воздухом, выныривая из воды. Долго под водой дельфины быть не могут. Дельфины живут в стаях, всегда помогают друг другу. Тело у них продолговатое, на спине плавник и два плавника по бокам, большой хвост. Пища дельфинов – рыба и мелкие морские животные. Дельфины общаются между собой, издавая посвистывания и пощелкивания, даже могут повторять человеческие звуки, например, смех или плач.
Мы опускаемся глубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее, потому что солнечные лучи сюда пробираются с трудом. Здесь мы видим много рыб. (Показ картинки рыбы).
Рыбы – животные, обитающие в воде. Большинство рыб живет у поверхности или на средней глубине. Тело рыб покрыто чешуей, есть голова, туловище, хвост и плавники; окраска бывает разнообразной, и серой, и очень яркой. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности. У рыб нет век, окружающая вода очищает их глаза. Рыбы дышат жабрами. Рыбы никогда не перестают плавать, обтекаемая форма тела помогает им быстро передвигаться в воде, плавники и хвост служат для управления движением. Новые рыбы появляются из икринок. Рыбы бывают: растительноядные, которые питаются водорослями, мошками, и хищные рыбы, которые всеядны.
— Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).
Акула — это хищная рыба, очень прожорлива и способна переварить всё, что проглотит. Акула быстро плавает и имеет много острых зубов, которые расположены в несколько рядов и растут всю жизнь. Каждая акула имеет свой дом — постоянное место, где она живет и охотится. Новорожденные акулята уже имеют длину 1-1,5 метра и полностью готовы к самостоятельной жизни. Акула имеет прекрасное обоняние. Даже в полной темноте ей удается учуять выследить добычу, которая спряталась в грунт или находится далеко от неё. Среди акул есть те, кто может напасть на человека: белая акула, тигровая акула, акула – молот.
Воспитатель: — Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы.
Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.
Медузы имеют форму зонтика с щупальцами. Величина медузы может быть с монету, а может с зонтик. Они полупрозрачны, потому что состоят из воды. Их окрас может быть белым или разноцветным. Есть медузы, которые светятся, особенно те, которые обитают на большой глубине. Дышат медузы всем телом. Питаются медузы мелкими морскими животными, добычу захватывают щупальцами. Также на щупальцах находятся глаза медузы. Все медузы ядовиты, поэтому, столкнувшись с медузой, можно получить ожог. Отсюда такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Самая опасная из медуз — морская оса, её яд всегда смертельный.
Теперь спускаемся на самое дно. Смотрите, вот и осьминог !
У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Когда осьминогам угрожает опасность, они выпускают чернильное облако и изменяют свой цвет, чтобы их было трудно увидеть. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Осьминоги – хищники, охотятся по ночам на креветок, крабов и рыб. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.
Также по дну морей и океанов бегают крабы . Тело краба покрыто твердой оболочкой — панцирем, у него десять ног. Пара самых больших ног — клешни. Плавают эти животные плохо и неохотно. Крабы – хорошие мусорщики. Они поедают останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. У крабов много врагов. На их жизнь покушаются рыбы, осьминоги, морские звезды, поэтому крабы вынуждены прятаться и маскироваться. Люди вылавливают крабов ради вкусного мяса.
Обитает на дне океана и морская звезда . Эти животные имеют форму звёздочки с пятью лучами. Цвет этих животных чаще всего красный, реже синий, бурый, розовый, фиолетовый, желтый, черный. Сначала может показаться, что морские звёзды совсем неподвижны. А на самом деле они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на неё сверху. Питается устрицами, моллюсками и морскими гребешками и своими сородичами. У морских звезд мало врагов, так как острые шипы, которые могут быть и ядовитыми, отпугивают хищников. К тому же они при случае стараются зарываться в песок, чтобы не привлекать внимания. Если враг оторвёт у морской звезды луч, то на его месте вырастает новый.
Воспитатель: Ребята, давайте теперь поиграем в игру «Кто быстрее догадается» . Воспитатель называет признаки морского обитателя, тот ребёнок, который быстрее всех правильно его назовёт, получает картинку.
— Это животное ядовито, состоит из воды, дышит всем телом, по форме похоже на зонтик. Глаза находятся на щупальцах. Может светиться в темноте. (Медуза).
— Это животное хорошо различает запахи и звуки. У него острые зубы, которые растут в несколько рядов. Быстро плавает. Может напасть на человека. (Акула).
— Это животное живёт на дне. Охотится ночью. У него мягкое тело, которое может изгибаться во все стороны. У него восемь щупалец. (Осьминог).
— Это животное может глубоко нырять, поднимается на поверхность воды, чтобы дышать воздухом. Он выбрасывает огромный фонтан воды. Это самое крупное животное на Земле (Кит).
— Это животное плавает плохо, очищает морское дно, поедая останки живых организмов, умеет маскироваться. Тело покрыто панцирем, есть десять ног. (Краб).
— Эти животные дышат лёгкими, как человек, умеют переговариваться между собой, могут повторять человеческие звуки. Живут в стаях, помогают друг другу и людям. (Дельфины).
— Эти животные бывают разного цвета. Это хищник, передвигается медленно. Обитает на дне, может зарываться в песок. У него есть острые шипы. Если враг откусит часть тела – оно вырастет заново. (Морская звезда).
— Эти животные всегда плавают. Окраска разного цвета. Тело покрыто чешуёй, есть плавники, хвост. Дышат жабрами. Бывают растительноядные и хищные. (Рыбы).
Воспитатель: А теперь ещё одна интересная игра «Назови правильно»: Дети называют морских обитателей, изображенных на картинках.
Игра «Море волнуется».
Воспитатель обговаривает с детьми, какими движениями можно изобразить дельфина, акулу, медузу и т.п.
Дети хором произносят:
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
фигура ДЕЛЬФИНА* на месте замри!»
После того, как будет сказано слово «замри», игроки должны замереть в определенной позе, изображающей морского обитателя.
По сигналу «оживи» дети начинают двигаться, изображая загаданное животное.
По сигналу «стоп» игра прекращается.
Не всегда есть возможность нырять в настоящее море, поэтому люди, которым интересно изучать жизнь морских животных, посещают океанариум. (Показ видеофрагмента).
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, корабль в детский сад приплыви!
Давайте на память о нашем путешествии создадим уголок моря в нашей группе. Некоторые обитатели морских глубин уже здесь есть, но всё же макет не очень похож на морское дно – не хватает яркости и красок. Давайте слепим ярких рыбок – попугаев , чтобы украсить подводное царство .
Воспитатель напоминает строение тела рыбы, дети лепят фигурки рыб и размещают их на макете.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый уголок моря у нас получился. Люди очень любят отдыхать на берегу водоёмов и часто оставляют там обёртки от конфет и печенья, упаковки от сока, банки, бутылки и другие предметы (раскладывает на макете). Правильно ли поступают такие люди? Что произошло с водоёмом? Что нужно сделать, чтобы море стало чистым? Как вы будете поступать, посещая на море, озеро, реку, пруд?
— Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
— Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели? Что было самым интересным? (Ответы)
— Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.
Источник
Конспект занятия на тему; Праздник «Всемирный день океанов» для детей подготовительной группы
Галина Северина Конспект занятия на тему; Праздник «Всемирный день океанов» для детей подготовительной группы
Цель: Знакомство детей с праздником «Всемирный День Океанов».
Развивающая: познакомить детей с целью данного праздника. Формировать представление о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения.
Обучающая: Расширять кругозор детей о флоре и фауне морского дна.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение и желание помочь в сохранение морей и их биоресурсов.
Материал :глобус, картинки с изображением океанов и их обитателей, альбомные листы, цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, .отгадайте загадки
Здесь — куда не кинем взор —
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать?. (Океан)
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный … океан.
Воспитатель: Сегодня, ребята, удивительный праздник — «Всемирный день океанов«. Отмечается он ежегодно, 8 июня.
«Всемирный день океанов» широко отмечается практически всеми, кто имеет хоть какое-то отношение к Мировому океану. Ученые- экологи,ихтиологи, персонал многих аквариумов, зоопарков, дельфинариев.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие цели преследует этот праздник? (ответы)
Воспитатель: Целью данного праздника во всем мире является привлечение внимания к проблеме сохранения морей и их биоресурсов. Вода на Земле- это необходимое условие для жизни всех организмов, в том числе и человека.
Ученые считают, что жизнь зародилась в солёных водах океанов, и лишь позднее живые организмы вышли на сушу. Но оказалось, что океаны, от которых зависит жизнь, человек знает хуже всего.
Сейчас изучение океанских глубин стало одной из важнейших задач.Для этого используются специальные аппараты: батисферы, батискафы, особым образом оборудованные корабли и подводные лодки.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на глобус,чего больше на земной поверхности: воды или суши? (воды)
(Более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой — Мировым океаном. Голубого цвета гораздо больше на глобусе, чем зелёного, жёлтого, коричневого. Мировой океан—непрерывная водная поверхность Земли (словарь)
Воспитатель: На земном шаре 4 океана.
Тихий океан- Самый большой океан на Земле.
Атлантический океан- Второй по величине океан после Тихого океана
Индийский океан- Третий по размеру океан Земли
Северный ледовитый океан. — Наименьший по площади океан Земли,
Воспитатель: Живой мир океанов очень разнообразен В настоящее время в морях и океанахобитают более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопитающих — киты и дельфины, а также маленькие рачки, моллюски от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров в длину. Хищные рыбы — белые акулы, прозванные “морскими разбойниками”, наводят ужас на всех водных обитателей.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправится на дно океана и посмотреть какие обитатели там живут.
Физкультминутка. «В океане».
Дело было в марте, плыли мы на корабле,
В океане плыли, много нового открыли,
В океане – ветер, не боялись, за мизинчики держались!
В океане – волны, не боялись, мы за плечики держались!
В океане – буря, не боялись, мы за спинки все держались!
В океане – шторм, не боялись, за коленочки держались!
В океане – дружба, не боялись, мы за руки все держались, ни когда не расставались!
Воспитатель: Теперь мы можем погрузится на дно океана. Посмотрите вокруг, что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте познакомимся с некоторыми обитателями.
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете. (кит)
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей. (краб)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской. (конек)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (черепаха)
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он. (скат)
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик —. (рыба-еж)
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз,и финн:
Любит поиграть. (дельфин)
Воспитатель: Молодцы, ребята, всех обитателей угадали.
Воспитатель: Давайте нарисуем обитателей океанов.
Пальчиковая гимнастика «Дельфины»
И по волнам катаются.
Плывут, как пароходики.
Ладонь каждой руки сложить в виде перевернутой пригоршни. Выполнять волнообразные движения (дельфины плывут).
Ладони перевернуть вверх, выполнять ими волнообразные движения (дельфины плывут).
Ладони перевернуть вниз, выполнять ими волнообразные движения (дельфины плывут).
Воспитатель: Ребята, о каком празднике вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: А давайте немного поиграем.
Подвижная игра «Море волнуется»
«День Победы» праздник для детей подготовительной группы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Сегодня праздник мира и весны, Народов дружба крепнет.
Праздник для детей подготовительной группы «День защитника Отечества» ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. Праздник для детей подготовительной группы. 2017 год. В составлении сценария праздника используется материал из.
Конспект на тему «День Победы» для подготовительной к школе группы. Цели: Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны Задачи: Обучающая: Знакомить с событиями.
Конспект занятия по рисованию воздушными шариками для подготовительной группы на тему «Пейзаж» Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для подготовительной группы Тема: «Пейзаж» Рисование воздушными шариками Цель: Познакомить.
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы на тему «Домашние животные» Программное содержание. Образовательные задачи: • Учить детей составлять описательные рассказы; • Закреплять знания ребят о домашних и.
Конспект занятия по экологии для подготовительной группы на тему: «Луговые цветы» Цель: Уточнить и расширить представления о цветах. Способствовать развитию умения любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их.
Развлекательно-игровая программа для детей «Всемирный день ребенка» Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления воспитанников, создать весёлое праздничное настроение. Задачи:.
Семейный праздник «День Матери». Для детей старшей и подготовительной группы Все мы очень любим своих мам! И сегодня мы решили подарить им праздник! Дети выходят в зал под музыку и встают в полукруг. Ведущий (В):.
Конспект занятия «Всемирный день писателя» всемирный день писателя Цель: Знакомство детей с творчеством детских писателей с использованием игровых заданий. Задачи: 1. Провести викторину.
Экологический квест «Защитники морей и океанов» (22 марта всемирный день защиты воды) Старший дошкольный возраст Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку,.
Источник