Федор Тютчев Как хорошо ты, о море ночное
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.04.2017. Виктория Лепко Рассвет
- 29.04.2017. Юлиан Тувим Апрельская березка
- 28.04.2017. Антония Гутова Когда молчание совьёт
- 27.04.2017. Николай Беляев Поэзия, святая болтовня
- 26.04.2017. Лариса Миллер А знаете, как интересно водить
- 25.04.2017. Федор Тютчев Как хорошо ты, о море ночное
- 24.04.2017. Александр Городницкий Не так уж трудно дом перемен
- 23.04.2017. Виктория Лепко Книга
- 22.04.2017. Анатолий Гоморев Новороссийск
- 21.04.2017. Римма Запесоцкая Судьба поэтов
- 20.04.2017. Николай Беляев Сколько в камне скрыто красоты
- 19.04.2017. Антония Гутова Просто
- 18.04.2017. Лариса Миллер А жизнь окажется короткой
- 17.04.2017. Виктория Лепко На обретение покоя
- 16.04.2017. Галина Нерпина Но поэзия — лишь способ
- 15.04.2017. Александр Городницкий Переделкино
- 14.04.2017. Томас Венцлова Пастораль
- 13.04.2017. Римма Запесоцкая Ожидание
- 12.04.2017. Антония Гутова Как обесценились слова
- 11.04.2017. Николай Беляев Желчь — не признак ума
- 10.04.2017. Галина Нерпина Как дань безмолвию, печали, непогод
- 09.04.2017. Леопольд Стафф Не жаль мне надежд
- 08.04.2017. Лариса Миллер Ты, муза, не спеши, я подожду
- 07.04.2017. Анатолий Гоморев Дождь хрустальный
- 06.04.2017. Римма Запесоцкая Время
- 05.04.2017. Томас Венцлова О легкая беда и пульс апреля
- 04.04.2017. Антония Гутова Строчки
- 03.04.2017. Виктория Лепко Не надо только Музу торопить
- 02.04.2017. Рудаки Казалось, ночью на декабрь
- 01.04.2017. Елена Аксельрод Холодное солнце сквозь ватные свод
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Как хорошо ты, о море ночное
Это произведение было написано в 1865 году, когда душевная рана поэта от потери любимой женщины была еще слишком свежей. Речь идет о Елене Александровне Денисьевой, роман Тютчева с которой длился 14 лет. Тютчев очень тяжело переживал смерть любимой. Известен факт, что при жизни он сравнивал Елену с морской волной. Именно обращение к морю на «ты» дает основание предполагать, что текст стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное..» – это слова, посвященные любимой женщине. Море представлено поэтом как живое существо, оно дышит и ходит. Слово «зыбь», которым автор называет морскую пучину, придает стихотворению нотки безысходности. Он страстно желает раствориться в этой бурной стихии и утопить здесь свою душу. Поэт созерцает таинственную поверхность ночного моря и ощущает себя потерянным в этом мире.
Учить этот прекрасный образец русской литературы можно на уроке в классе или оставить его для самостоятельного изучения учениками в качестве домашнего задания. Скачать полностью, а при необходимости прочитать его в полном объеме онлайн, можно на нашем сайте.
Источник
Федор Тютчев Как хорошо ты, о море ночное
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.04.2017. Виктория Лепко Рассвет
- 29.04.2017. Юлиан Тувим Апрельская березка
- 28.04.2017. Антония Гутова Когда молчание совьёт
- 27.04.2017. Николай Беляев Поэзия, святая болтовня
- 26.04.2017. Лариса Миллер А знаете, как интересно водить
- 25.04.2017. Федор Тютчев Как хорошо ты, о море ночное
- 24.04.2017. Александр Городницкий Не так уж трудно дом перемен
- 23.04.2017. Виктория Лепко Книга
- 22.04.2017. Анатолий Гоморев Новороссийск
- 21.04.2017. Римма Запесоцкая Судьба поэтов
- 20.04.2017. Николай Беляев Сколько в камне скрыто красоты
- 19.04.2017. Антония Гутова Просто
- 18.04.2017. Лариса Миллер А жизнь окажется короткой
- 17.04.2017. Виктория Лепко На обретение покоя
- 16.04.2017. Галина Нерпина Но поэзия — лишь способ
- 15.04.2017. Александр Городницкий Переделкино
- 14.04.2017. Томас Венцлова Пастораль
- 13.04.2017. Римма Запесоцкая Ожидание
- 12.04.2017. Антония Гутова Как обесценились слова
- 11.04.2017. Николай Беляев Желчь — не признак ума
- 10.04.2017. Галина Нерпина Как дань безмолвию, печали, непогод
- 09.04.2017. Леопольд Стафф Не жаль мне надежд
- 08.04.2017. Лариса Миллер Ты, муза, не спеши, я подожду
- 07.04.2017. Анатолий Гоморев Дождь хрустальный
- 06.04.2017. Римма Запесоцкая Время
- 05.04.2017. Томас Венцлова О легкая беда и пульс апреля
- 04.04.2017. Антония Гутова Строчки
- 03.04.2017. Виктория Лепко Не надо только Музу торопить
- 02.04.2017. Рудаки Казалось, ночью на декабрь
- 01.04.2017. Елена Аксельрод Холодное солнце сквозь ватные свод
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Стихотворение и анализ «Как хорошо ты, о море ночное…»
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Краткое содержание
И. Айвазовский. Лунная ночь. 1888
Перед нами открывается бескрайний пейзаж моря. Над морской гладью нависла тёмная ночь, лишь тусклый свет луны едва освещает морской простор. Под луной переливается и блестит, играя всеми оттенками синей палитры («…здесь лучезарно, там сизо – темно…) морская гладь. Погода проявляет крайнее беспокойство: вдалеке слышны громовые раскаты, порывы ветра несут огромные волны к берегу. Море предстаёт живым существом: оно «ходит, и дышит, и блещет». Автор обращается к нему с вопросом: «Чей это праздник так празднуешь ты?».
История создания
Чтобы понять смысл, скрытый между описаниями морской стихии, следует узнать историю создания произведения. Тютчев написал его, посвятив светлой памяти любимой женщины – Елене Денисьевой. Возлюбленная покинула земной мир из-за болезни: её уход стал для поэта тяжёлым ударом. Свои горестные душевные терзания он пытался утолить, ведя внутренние диалоги с Еленой и сочиняя стихи. Поэт сравнивает любимую женщину с волной морскою, поэтому обращается к морю на «ты».
Впервые произведение увидело свет в 1865 г., на страницах литературно-политического ежедневника «День». Известно, что поэта возмутил тот факт, что редакция осуществила публикацию текста со своими корректировками. Поэтому Тютчев предпринял повторную публикацию, убрав все редакторские правки, в «Русском вестнике», в 1865 г.
Жанр, направление, размер
Стихотворение написано в жанре элегии: в нём при описании морского пейзажа отчётливо слышны ноты грусти и тоски. Также в произведении можно увидеть элементы послания: поэт обращается к морю.
Стихотворный размер – трёхстопный дактиль. Рифмовка строк перекрёстная.
Композиция
Произведение невозможно разделить на семантические части: оно представляет собой единый, целостный монолог лирического героя, описывающий красоту морской стихии. С формальной точки зрения стихотворение включает в себя четыре катрена. С творческой точки зрения в нём можно выделить две части:
Первая часть – описание морских просторов, восхитительных ночных картин, которые можно наблюдать, стоя на берегу.
Вторая часть – передаются переживания лирического героя, мечтающего погрузиться в морскую пучину, слиться с ней.
Образы и символы
Тютчев, передавая эмоции, связанные с морем, прибегает к помощи «говорящей» образной системы:
образ лирического героя – центральный. Это романтический герой, пытающийся передать морской пучине собственные переживания, чувства, горечь утраты от потери возлюбленной;
образ моря – мы любуемся морем, смотря на него глазами поэта. Он разговаривает с бескрайней стихией, будто это живой организм, способный слышать и понимать. Поэт сообщает, что при свете звёзд морские просторы становятся необычными. Море созвучно с человеком, оно отражает его внутренние переживания;
образ морской волны – описывая ночное море, поэт повествует нам о любимой женщине, чью смерть ему пришлось пережить. Мощные волны, бьющиеся о береговую твердь, ненастная погода, ветер, безлюдье – все эти тягостные картины соответствуют состоянию души поэта. Он переносит собственные эмоции на природное полотно, сравнивая любимую женщину с морской волной.
Темы и настроение
Центральная тема произведения – красота природы, непостижимая загадочность морской стихии в ночное время. В центре поэтического повествования – лирический герой и море. Они беседуют, их диалогу никто не мешает. Герой выражает искреннюю симпатию к морской стихии. Стихотворение оставляет на душе приятное чувство умиротворения и лёгкой грусти. Автор через виртуозное описание моря передаёт чувство личной утраты, побуждая нас задуматься о вечности.
Основная идея
Основная мысль произведения в следующем: восхищение морской стихией, искреннее желание слиться с ней воедино. Человек во все времена стремился постичь наивысшие истины и тайны мироздания. Для Тютчева эти истины заключены, в первую очередь, в познании природы, в гармоничном взаимодействии с ней.
Средства выразительности
С целью передачи внутреннего состояния лирического героя и описания красот морских просторов поэт прибегает к использованию следующих выразительных средств:
эпитеты – море «сизо – темно», «лучезарное», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды»;
метафоры – «звёзды глядят с высоты», «ходит, и дышит, и блещет оно»;
сравнение – море «словно живое»;
аллитерация – рокот морских волн поэт передаёт звуками «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром».
Источник
Как хорошо ты, о море ночное (Тютчев)/ПСС 1913 (ДО)
Точность | Выборочно проверено |
← Ницца, Декабрь | Дочери Д. Ѳ. Тютчевой → |
Дата созданія: 2/14 января 1865, опубл.: 1865 [1] . Источникъ: Ѳ. И. Тютчевъ . Полное собраніе сочиненій / Подъ редакціей П. В. Быкова. Съ критико-біографическимъ очеркомъ В. Я. Брюсова, библіографическимъ указателемъ, примѣчаніями, варіантами, факсимиле и портретомъ — 7-е изд. — СПб.: Т-во А. Ф. Марксъ, 1913. — С. 216 (РГБ). . | |
ПСС (1913) | |
ПСС (2002) | |
(списокъ редакцій) |
НИЦЦА, 2 (14) ЯНВАРЯ 1865 Г.
Примѣчанія.
- ↑ Впервые — газета «День», 1865. № 4. Января 23. С. 76.
Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода. Общественное достояние Общественное достояние false false Источник |