Тема Материки и океаны.4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_materiki_i_okeany.docx | 486.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема: Материки и океаны.
1-линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».
2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
2- линия развития – формирование – оценочного отношения к миру.
3) Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.
4) Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
Минимум: учащиеся к концу 2 класса должны перечислять части света, материки и океаны и показывать их на карте.
Понятия: часть света, материк, океан.
Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карте полушарий у доски, контурные карты, изображения животных.
1. Организационный момент.
— Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.
— Позвольте начать урок с притчи. (слайд 2)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках
— На уроке вы получите новые знания какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, всё в ваших руках.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
— Прочитайте слова, написанные на доске. На какие группы их можно разделить?
Меридианы, параллели, экватор, карта, план, глобус, масштаб, океаны, материки, звёзды, планеты, Луна.
Источник
Закрепления изучения темы по материкам.Можно провести как итоговое занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_materiki.docx | 410.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Рожкова Юлия Ивановна
Тема урока: Путешествие по материкам
Тип урока: у рок закрепления полученных знаний.
Форма урока: урок путешествие.
Используемые технологии: развивающего обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения.
- Деятельностная : научить детей находить знания, анализируя текст учебника, дополнительную информацию и физическую карту полушарий, выполняя задания в группе.
- Содержательная: сформировать представления об особенностях природы материков Земли через совместную коллективную деятельность, расширить знания учеников за счёт описания самых выдающихся объектов, находящихся, обитающих на материках земли.
1. обучающие : сформировать знания об особенностях природы и географических объектах каждого материка; Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля
2. развивающие : создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа и текстом учебника, оценивать работу своей команды;
3. воспитательные : использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся, формирование культуры общения при работе в группе.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Объяснять особенности природы и географических объектов на материках. Определять специфику природы материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.
Метапредметные: Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, умение фиксировать затруднения и способы выхода из затруднений, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свою работу и работу товарищей.
Личностные: Понимание специфических черт природы материков. Осознание причин уникальности природы и рельефа материков.
Формы работы учащихся: работа в группах, фронтальная, индивидуальная.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Открытый урок по окружающему миру 4 класс ФГОС.
Источник
Таблица “Природные зоны (4 класс)”
Таблица «Природные зоны России » (4 класс)
Впервые эту тему рассматривают на уроках по окружающему миру в начальной школе. Для систематизации данных обычно составляют таблицу, куда включают все основные характеристики природных зон России.
На территории России представлены все природные зоны, кроме тропической. Они сменяют друг друга по мере продвижения к Северному и Южному полюсам. Самая большая зона – зона лесов.
Рис. 1. Природные зоны России на карте
Природная зона
Географическое положение
Климат
Растительный мир
Животный мир
Деятельность человека
Острова, расположенные в Северном ледовитом океане.
Длинная зима и короткое холодное лето (1-2 месяца). Осадки в виде снега.
Отличительная особенность: долгий полярный день и такая же долгая полярная ночь.
растительность крайне скудная, в основном мхи и лишайники, хотя летом можно встретить мятлик, пушицу, полярный мак, осоку, карликовые ивы, березки.
Белые медведи и многочисленные ластоногие: тюлени, нерпы, моржи, морские слоны. Много птиц: гуси, чайки, гаги, крачки, кулики.
В основном ведётся промышленная деятельность, ограниченная охота и рыболовство, научная деятельность. Крупных городов нет, много заповедников.
Побережье Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Дальний восток, Камчатка.
Длинная и холодная зима, короткое лето. Осадков в виде дождей мало, в основном в виде снега. Почва до конца не оттаивает. На глубине 20-25 см. – вечная мерзлота.
Низкорослые растения: мхи, лишайники, травы, карликовые березы, ивы.
Богатый и разнообразный животный мир: белая куропатка, белая сова, кречет, гуси и журавли; северный олень, волки, зайцы, лисицы, куницы, возможно встретить как белого, так и бурого медведя.
Добыча нефти и газа; в сельскохозяйственной сфере – оленеводство.
Переходная зона, для которой характерны признаки как тундры, так и тайги.
Урал, Зауралье, Дальний Восток
Климат меняется при движении с запада на восток: от мягкого до резко-континентального. На западе тёплое лето и мягкая зима, на востоке – короткое лето и длинные холодные зимы. Температура может опускаться до -60 градусов. Осадков выпадает не очень много, но уровень испарения низкий, так что значительную часть тайги занимают озёра, болота и заболоченные редколесья.
Растительный мир очень богат. Тайга – это такие же « лёгкие планеты », как и леса Амазонки. Распространены сосна, лиственница, кедр, ель, пихта. Реже встречается береза, рябина, осина, ольха. Много кустарников, мхов, лишайников, грибов.
Животный мир разнообразен и уникален. Можно встретить бурого медведя, лося, рысь, зайца-беляка, белку, сойку, глухаря, кабаргу, бурундука, росомаху, соболя, кедровку, уссурийского тигра . Очень много разнообразных пресмыкающихся и земноводных видов.
Добыча полезных ископаемых, лесозаготовки, ограниченная охота, животноводство.
Зона лесов: смешанные, широколиственные
Европейская территория России, до Урала. Часть – на юге Дальнего Востока
Тёплое и продолжительное лето, повышенная влажность, мягкая зима.
Лиственные и широколиственные леса представлены елями, соснами, березами, кленами и осинами, дубом, вязом, липой, кленом. Много кустарников, трав, грибов.
В лесах много разных животных: белки, совы, лесная куница, лось, бурый медведь, лисы, а из птиц — иволги, дятлы и др.
Природная зона сильно изменена человеком, много крупных городов, промышленных производств, гидроэлектростанций.
Переходная природная зона. Признаки характерны как для лесов, так и для степей. Чем дальше на юг, тем суше.
На юге Черного моря, в долинах реки Оби
Длинное, сухое лето, малоснежная зима.
Развитое сельское хозяйство. Выращивание зерновых культур, бахчевых. Распространено овцеводство.
Переходная зона. В наличии признаки, характерные как для степей, так и для пустынь.
В низовьях Волги, на севере Каспийского моря.
Долгое лето, короткая, 2-3 месяца, но холодная зима. Температура может понижаться до -20 градусов. Осадков почти нет, сильный ветер.
Все растения низкорослые, с длинными корнями, листья узкие. Распространены: верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик, маки, тюльпаны, лютики. Некоторые растения появляются только в сезон дождей, чаще всего в середине весны.
Животный мир не отличается большим разнообразием. Животные в основном мелкие, ведущие ночной образ жизни. Распространены: тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонки, сойки, двугорбые верблюды.
При орошении возможно занятие сельским хозяйством: хлопководство, виноградарство; животноводство и добыча полезных ископаемых.
Черноморское побережье Кавказа
Благоприятные климатические условия. Короткая и влажная зима. Длинное и теплое лето. Это крупнейшая рекреационная зона России
Богатый растительный мир. Представлен вечнозелеными жестколистными деревьями и кустарниками, среди которых распространен самшит, лавр, лавровишня. Распространены леса из дуба, бука, граба, клена. Заросли деревьев переплетают лианы, плющ, дикий виноград. Встречается бамбук, пальмы, кипарис, эвкалипт.
Из представителей животного мира можно встретить серну, оленя, кабана, медведя, лесную и каменную куницу, кавказского тетерева.
Обилие тепла и влаги позволяет здесь выращивать такие субтропические культуры, как чай, мандарины, лимоны. Значительные площади заняты виноградниками и плантациями табака.
Рис. 2. Тундра на карте мира
Нельзя забывать и о зонах высотной поясности, которые широко представлены в России на Урале, Кавказе и Дальнем Востоке. Высотная поясность – это явление, связано со сменой природно-территориальных комплексов с высотой
Рис. 3. Зоны высокой поясности
Что мы узнали?
В России представлены почти все природные зоны, имеющие свои особенности и различия в климате, флоре и фауне. Распространены и зоны высотной поясности, которые также имеют свои особые характеристики.
Источник
Презентация по окружающему миру «Материки» (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
На нашей планете 6 материков . Они бывают Южными и Северными. Южные материки — Африка, Австралия, Южная Америка и Антарктида – находятся в Южном полушарии. А северные – Северная Америка и Евразия – в Северном полушарии.
Так выглядит из космоса Антарктида — самая большая в мире холодная пустыня площадью 14 млн. кв. км. Ее покрывают 90 % всех льдов суши. Максимальная толщина льда — 4800 м. В ледниках сосредоточено около 70% мировых запасов пресной воды. От ледников отделяются самые большие на Земле айсберги. Этот самый изолированный материк не имеет коренного населения. Никто еще не жил здесь дольше 18 месяцев.
тюлень пингвин синий кит
Австралия – самый маленький, самый сухой и самый малонаселенный материк планеты. Здесь много необычного для нас: на севере жарче, а на юге – холоднее. Из-за теплых вод Тихого и Индийского океанов здесь растут кораллы.. Горы Австралии невысокие и древние.. В Австралии нет крупных рек, зато есть «крики». Эти речки протекают по пустыням и периодически пересыхают. Многие озера Австралии наполняются водой только во время дождя, а в сухое время покрыты коркой соли.
Австралии сохранились многие животные и растения, которые давно исчезли с других материков . Здесь встречаются гигантские пальмы. Их высота – более 100 метров. Есть и совсем маленькие эвкалиптовые кустарники. Еще тут растут бутылочные деревья!
Из животных можно встретить утконоса и ехидну. Они выводят детенышей из яиц, а кормят их молоком. В Австралии много сумчатых животных: кенгуру, медведь-коала и даже очень редкий хищник – сумчатый дьявол. Здесь очень много птиц, особенно попугаев. В сухих саваннах и пустынях живет страус эму, а в водоемах Северной Австралии водятся крокодилы.
Африка – самый жаркий материк планеты. В Африке много равнин и две большие пустыни. На востоке находится самая высокая гора – вулкан Килиманджаро. Погода на материке разная. То жарко светит солнце, то идет непрерывный дождь, то проносятся сильные ураганы.
Самое жаркое и сухое место на Земле – пустыня Сахара – тоже в Африке находится. Летом здесь бушуют песчаные бури. В Африке много крупных рек. Нил — сама длинная река в мире. На реке Замбези находится Виктория — один из крупнейших в мире водопадов. Местные жители называют его «Гремящий дым», потому что грохот воды слышен на многие километры. В Африке находится самое длинное озеро мира – Танганьика. Его длина – 650 километров!
Леса темные и прохладные. Тут растут фикусы, пальмы, бананы, папоротники и лианы. Здесь живут обезьяны, карликовые бегемоты и окапи – родственники жирафов. Самый крупный хищник в лесу – леопард. Здесь много птиц, насекомых, змей и ящериц. Зато в саванне всегда жарко и солнечно. Саванна разная. В одном месте – трава по пояс, в другом – сухой колючий кустарник. В африканской саванне много крупных животных: носороги, слоны, зебры, антилопы, бегемоты, шакалы, леопарды и львы. В реках обитают крокодилы длиной до шести метров. Здесь живет самая крупная птица на Земле – африканский страус. окапи
Номер материала: ДБ-688967
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В Волгоградской области оснащают лаборатории первого школьного технопарка «Кванториум»
Время чтения: 1 минута
Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Иностранным студентам упростят пребывание в России
Время чтения: 1 минута
Российские учителя смогут получить 6 млн рублей на инновационные проекты
Время чтения: 2 минуты
В Петербурге отменили бал медалистов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник